Школа молекулярной и теоретической биологии — потрясающее место, с которым мне посчастливилось познакомиться этим летом!
Школа располагается на базе Института РАН в небольшом городке Пущино на Оке в Подмосковье. В этом городе расположено множество ведущих российских научно-исследовательских институтов, в двух из которых мне удалось поработать: в институте белка и институт биофизики клетки.
В августе 2013 года в Пущино собрались учёные со всего мира. Нам читали лекции профессора и академики из российских научных центров, но из зарубежных — из Бостона, Мюнхена, Лондона, Барселоны, Чикаго и Стокгольма. Это сделало учёбу в школе еще более захватывающе! Ведь с любым из преподавателей можно было пообщаться и на английском языке.
Вся программа школы молекулярной и теоретической биологии не была нацелена на подготовку детей к олимпиадам или подтягиванию школьных предметов. Программа была рассчитана преимущественно для студентов и старшеклассников. А главная цель школы, пожалуй, была продемонстрировать, что НАУКА — это здорово, и что её нужно развивать, особенно в России.
В школе молекулярной и теоретической биологии функционировали одиннадцать лабораторий, из которых можно было выбрать только одну. И затем в течение десяти дней мне предстояло работать над проектом в выбранной лаборатории.
Система выбора лабораторий была непростая. Все лаборатории необычные и везде хотелось поработать собственными руками и головой. Поэтому у каждого ученика был свой советник-ученый, который помогал определиться с выбором лаборатории, учитывая интересы ребёнка. Наставник также помогал в решении вопросов, возникающих при работе над проектом. Из всех одиннадцати лабораторий я выбрала Лабораторию функционального анализа белков. Спустя десять дней я абсолютно не пожалела о своём выборе. Кроме доброжелательных ученых, работавших в лаборатории, материал, который мы исследовали, тоже оказался ко мне благосклонен . Так, например, кишечная палочка любезно позволила нам выделить её плазмиду и трансформировать её в другой штамм. Впоследствии мы с помощью ПЦР, электрофореза и Western-блота изучали роль продуктов гена yjjM в регуляции экспрессии генов метаболизма у Escherichia.coli. Завершая работу в лаборатории, мы делали постер о проведенных исследованиях. В предпоследний день состоялась постерная сессия, благодаря которой ученики разных лабораторий могли узнать об исследованиях друг друга.
Каждый день был плон ярких впечатлений, несмотря на то, что свободного времени было очень мало. Утром, после завтрака, мы спешили в институт белка на лекции ученых. Далее у нас были курсы по выбору. После курсов — обед и 30 минут свободы! Ну а потом, мы в течение пяти часов работали в лабораториях над проектами. И, наконец, после ужина мы снова шли на встречу с лектором, который был утром, и задавали ему вопросы. Вместо этой встречи можно было сходить на бальные танцы, в кино, на сеанс классической музыки или просто посидеть в дружеской обстановке или попеть песни под гитару с учеными из Америки!
До сих пор я с теплотой вспоминаю счастливые летние дни, проведённые в Пущино!
Алина Закирова ученица 11 класса МБОУ Лицей № 39